Q: Что/кто такое Бессонное/Неспящее (Undreaming) и что ему надо?
A: Некая предположительно враждебная людям и Балансу (Balance) сила, о природе которой нет никаких точных сведений. Непонятно даже, разумное ли это существо или просто явление природы. Бессонное может быть либо похитителем/разрушителем человеческих снов (или мечтаний, ибо у английского «dream» множество значений), а может и просто природным феноменом, функция которого — разрушить Баланс и Миры-Близнецы (Twin Worlds). Последнее предположение косвенно подтверждается тем, что в игре масса аллюзий к мифологии аборигенов Австралии (Alchera, Eingana): по их легендам, предки людей сотворили Землю в Эпоху Снов (Dreamtime, Dreaming) силой своих сновидений (см. также вопрос о Скользящих и Сновидцах), так что термин «Undreaming» можно интерпретировать как обратный этому процесс. В таком случае, Бессонное — противовес Страннику (см. ниже).
Помимо австралийской мифологии, отдельные эксперты усмотрели в игре ряд параллелей с романом «Бесконечная история» («Die unendliche Geschichte») немецкого сказочника Михаэля Эндэ (Michael Ende). Помимо символизма башен и сотворения мира с помощью рассказанных историй, в романе существует образ «Ничто» (Nichts) — стихийное явление, уничтожающее мир, созданный параллельно нашему из человеческих снов и мечтаний, из-за того, что люди стали терять веру в возвышенное и фантазию. Если эта параллель умышленна, она подтверждает теорию природного феномена.
Q: Кто такой Брайан Вестхауз (Brian Westhouse) и какова его связь с Бессонным?
A: Вестхауз — человек из Старка (Stark), американец, родился в 1902-ом году в Бостоне. Очень долго путешествовал по Старку, пока не наткнулся на Эммануила Шавеза (см. ниже), по каким-то своим причинам помогшего ему перебраться в Аркадию (Arcadia). Во время перехода через Раздел (Divide) Вестхауз, по собственному выражению, «застрял» между Мирами почти на три столетия, а когда всё же выбрался с другой стороны, завёл тишайшую жизнь мирного алкоголика в Меркурии (Marcuria). После вторжения Тиренов (Tyren) встряхнулся и пошёл странствовать по Аркадии, как некогда по Старку.
По поводу его связи с Бессонным есть множество теорий. Согласно одной, Бессонное за триста лет полностью овладело его телом, превратив в свою «аватару» (то есть, полноправного представителя) в Аркадии, дабы преследовать свои загадочные цели. В таком случае именно он охотился на Драйк Кинов (см. ниже), которые Бессонному как кость в горле, и он же, скорее всего, является Пророком Азади (см. ниже). С другой стороны, он мог также и выдержать конфронтацию, после чего был выкинут в Аркадию за ненадобностью. Однако долго общение с Бессонным разбило все его мечты о путешествиях и открытиях, и ему понадобилось много лет, чтобы реабилитироваться и вернуться на «большую дорогу». Существует ряд гибридных версий этих двух.
Q: Какова роль монахов и этого загадочного Шавеза (Chavez) в пробуждении Бессонного? Кто такой Шавез/Чавес, кстати?
A: Эммануил «Мэнни» Шавез (Emmanuel «Manny» Chavez) — псевдоним Красного Дракона (см. ниже), который он носил в начале двадцатого века и сменил на «Кортес» (Cortez) ко времени событий, описанных в The Longest Journey. В первой части Кортес становится наставником и учителем Эйприл в мистических делах, связанных с её миссией, однако в отношении Вестхауза его поведение не столь благовидно. Судя по шептанию монахов в начале игры (их можно подслушать, подойдя со спины и «сфокусировав» слух с достаточного расстояния) и его собственной фразе «У тебя есть предназначение» в ролике после титров, он прекрасно знал, что Вестхауз попадётся в лапы (предположительно) зловредному Бессонному, но ни о чём его не предупредил. Так как неизвестно, что именно произошло между Вестхаузом и Бессонным, теории о мотивах Красного Кина варьируются от аргументации (косвенно подтверждённой рисунками Веры), что он сам находился под влиянием последнего, до предположения, что он надеялся на уничтожение Бессонного Вестхаузом.
Q: Что такое Коллапс (Collapse)?
A: Глобальная катастрофа, произошедшая в Старке в конце 2209-го года. Является одним из прямых последствий действий Эйприл Райан (April Ryan) в первой The Longest Journey, хотя точные причины весьма спорны. В результате Коллапса в Старке значительно изменились условия жизни, в частности перестал действовать целый ряд технологий и научных достижений вроде антигравитации, сверхсветовых средств передвижения и нейроинтерфейсов (хотя существование дримеров, см. ниже, опровергает последнее). Также Коллапс ускорил развитие всемирной Сети (Wire) и послужил поводом для создания ОКО (EYE, Eye in the Sky). Что касается причин, широкое хождение имеет версия, что таким образом Тринадцатый Страж Гордон Хэллоуэй (Gordon Halloway, the Thirteenth Guardian) восстановил Баланс между Мирами-Близнецами, удалив из Старка магические «технологии», просочившиеся туда за 200 «лишних» лет работы Двенадцатого Стража и приспособленные предприимчивыми учёными под общественные нужды. Возможно, нечто подобное Коллапсу произошло и в Аркадии, но осталось почти незамеченным на фоне войны между Северными Землями (Northlands), Тиренами и империей Азади (Azadi Empire).
Согласно альтернативной трактовке, магия и технология — взаимоисключающие вещи, и Коллапс произошёл из-за того, что в Старке стало больше магии, а в Аркадии, соответственно, технологии — причём стараниями самого Гордона, стремящегося ослабить Старк и Аркадию для последующей реализации его никуда не девшихся амбиций по покорению Миров-Близнецов. Согласно той же трактовке, Гордон является верховным кукловодом в Dreamfall, наследником Якоба МакАллена (Jacob McAllen) на посту главы Авангарда (Vanguard) и организатором как проекта «Альхера» (Alchera), так и строительства Башни Азади. См. также разделы про разрушение Башни Стража и Башню Азади.
Q: Что это за странная кошка бродила вокруг дома Резы Темиза (Reza Tamiz)?
A: Одно из следящих устройств («pets») Элвина Питса (см. ниже), с помощью которых он наблюдал за Зои. Он сам рассказывает об этом во время их разговора в Дендрарии (WATI Arboretum), однако эта линия диалога не обязательна по сюжету, поэтому многие игроки о ней не знают.
Q: Какую функцию выполняют паровые машины Азади, понатыканные по всей Меркурии?
A: Доподлинно неизвестно. Официально считается, что это что-то вроде отопления, однако зачем нужно отопление, скажем, в трущобах между южными воротами Меркурии и Монашьей Темницей (Friar’s Keep), — непонятно. Наиболее основательным выглядит предположение, что именно с помощью этих машин Азади собирали сны обитателей Аркадии, хранившиеся в Зале Снов (см. ниже). По другой версии, они каким-то образом помогали Азади контролировать магию и ею владеющих в Аркадии.
Q: В чём разница в способах перемещения между мирами Зои и Эйприл?
A: Эйприл — Скользящая/Преобразователь/Шифтер (Shifter), человек, способный к моментальному физическому (!) перемещению между Мирами-Близнецами. О природе Скользящих известно очень мало, так как Эйприл пока единственная подтверждённая представительница их сонма, однако судя по рассказам жрецов и магов в первой части, истории известно множество людей с подобными способностями. Зои же — Сновидец/Мечтатель (Dreamer), представительница уникальной разновидности людей, обладающих подсознательным контролем над реальностью. Когда Зои видит во сне Аркадию, она физически существует в обоих мирах одновременно, на время раздваиваясь. Есть мнение, основанное на фразе Веры «You dream things true», но ставящее с ног на голову существующее понимание космологии The Longest Journey, что Зои не путешествует между мирами, а просто создаёт себя там, где ей надо быть, в каком-то смысле являясь ближайшим приближением к Богу-Творцу (которым, по той же теории является Странник, см ниже).
Принято считать, что Скользящие проходят сквозь Мир Снов, разделяющий Миры, однако их врождённый талант позволяет им не сбиться с пути, как это стало с Вестхаузом по вине монахов (см. выше). Интересно, что и Скользящих, и Сновидцев, похоже, притягивает географическая точка в Аркадии, на которой некогда был расположен Храм Часовых (Sentinel Temple), а позднее — Башня Азади, ибо и Эйприл, и Зои впервые попадают в Аркадию в непосредственной близости от неё.
Q: Кто такой Пророк Азади (Azadi Prophet), и зачем он весь такой загадочный?
A: Исторически, одной из самых популярных кандидатур стал Вестхауз (см. выше), так как Пророк, вне сомнения, является истинным инициатором строительства Башни Азади (см. ниже) и связанными с нею манипуляциями со снами, а у Вестхауза, как никак, какие-то тёмные отношения с Бессонным. Отдельные фанаты умудрились даже снять скришнот единственного момента, где Пророк смотрит в камеру, высветлить его и сопоставить с портретом Вестхауза. Получилось, несомненно, похоже, но их идейные противники немедленно возразили, что code recycling (повторное использование программного кода) в компьютерных играх ещё никто не отменял. Ещё приводился аргумент, что Вестхауз появляется на сцене сразу после того, как с неё исчезает Пророк.
Но этот же аргумент применим, скажем, и к Стражу Гордону, и к Синему Кину (Blue Kin, Blue Dragon). Первый неоднократно попадал под подозрение фанатов благодаря своему тёмному прошлому и несколько несостыковывающемуся поведению в самой игре (см. ниже). Второй в Dreamfall не появляется вообще (даже Белая его присутствия не чувствует), а в The Longest Journey играет столь малую роль, что игроки невольно задаются вопросом: зачем он вообще нужен? Согласно одному из объяснений, он выдаёт себя за Пророка, чтобы осуществить план объединения Миров, ради которого и копил силы чуть ли не со времён Раздела — отсюда и апатия с пофигизмом.
Неожиданной популярностью пользуется версия, что Пророк — на самом деле Габриэль Кастильо (Gabriel Castillo), отец Зои. Несмотря на кажущуюся притянутость за уши этой теории, он тоже пропадает неизвестно где на протяжении почти всей игры, а невероятную везучесть Зои (например, человечность ОКО и нерасторопность СБ «Вати») можно объяснить не только его тайным наблюдением и вмешательством, но и «особым статусом» Зои, как родной дочери верховного координатора строительства Башни и проекта «Альхера». Особо чувствительные сторонники теории даже объясняли полную прострацию Габриэля в конце игры осознанием собственной вины за случившееся с дочкой.
Q: Что находится в Зале Снов (Chamber of Dreams)?
A: Сны. А конкретнее: Зал Снов, находящийся, кстати, точно под Башней Азади (см. ниже), является аналогом Айнганы (супербиокомпьютера, регулирующего ДримНет) в Аркадии. Судя по всему, то есть, в первую очередь, по словам Стража Гордона, не справляясь с количеством передаваемых ей дримерами данных, Айнгана (Eingana) часть из них передавала в Аркадию, дико удивляя своих конструкторов способностью «сохранять больше данных, чем это возможно физически». Также вполне возможно, что в Аркадии роль дримеров исполняли «паровые машины» Азади (см. выше), пересылавшие собранные сны прямо в Зал Снов.
Q: Что за твари бегают по Некрополису (Necropolis) под Меркурией? Откуда известно их биологическое название?
A: Грабберы (Grubbers) — судя по намёкам авторов, дальние родственники расы Банда (Banda) из первой части. В Dreamfall Банды почти не встречаются, разве что один, небезызвестный Бен-Банду (Ben-Bandu), бродит по базару в Магическом Гетто (Magical Ghetto) Меркурии. Предположение об их родстве выдвигает На’ане (Na’ane) на основании схожести «магии песни» («singing magic») Банд и тяги к музицированию грабберов. Термины «Grubbers» и «Necropolis» известны из артбука, прилагающегося к коллекционному изданию игры, и утешительной фразы «No Grubbers were harmed in the making of this game» в конце финальных титров. Кстати, интересное наблюдение: на Зои грабберы бросаются с кулаками, не раздумывая, а при виде Эйприл — бьются в судорогах и улепётывают.
Q: Какова связь между Кианом Алване (Kian Alvane) и леди Алване (Lady Alvane) из первой части?
A: Одинаковая фамилия обычно намекает на родственные узы. Так как большая часть игроков пребывает в уверенности, что леди Алване — сама Эйприл, на склоне лет нашедшая способ путешествовать во времени, часто приводится версия, что робкое доверие между ней и Кианом, так жестоко выжженное Вамоном, в следующей части перерастёт в романтические чувства и последующее замужество.
Альтернативный подход заключается в предположении, что Киан и Эйприл — брат и сестра, дети Белой Драконессы-Матери (White Mother). Официально, Киан — сирота, но его социальный статус в Садире (Sadir) до происшествия на болотах рос подозрительно быстро, как отмечает Вамон. Как правило, данная трактовка упоминается в сочетании с версией о том, что Богиня Азади и есть покойная Белая Мать (см. ниже), помогавшая сыну, благо это было проще, чем поддерживать Эйприл в Старке.
В том случае, если же леди Алване — всё-таки не Эйприл, для построения каких-либо теорий остаётся слишком мало информации.
Q: Кто такие Драйк Кины (Draic Kin), сиречь драконы, и как они связаны с Эйприл?
A: Драйк Кины (слово «драконы» образованными людьми не используется) — древние могущественные существа, обитавшие на Земле ещё до Раздела на Старк и Аркадию, который они помогали осуществить. Эйприл Райан считает их пришельцами из космоса, однако манускрипты Часовых (Sentinel Fathers, Sentinels) намекают на их родство с Богом-Творцом (см. также вопрос про Странника). Всего их в первой части было четверо: Красный и Зелёный в Старке (оба предположительно погибли) и Белая и Синий в Аркадии. Белая Драконесса тоже умерла, но переродилась в своей дочери, а чтобы их различать, принято звать умершую «Белой Матерью».
Белая Мать — заодно и родная мать Эйприл Райан (по её собственным предсмертным словам), однако, несмотря на это, Эйприл — не дракон, даром что зовёт молодую Белую «сестрой». Согласно некоторым теориям, Киан — тоже сын Белой Матери (см. выше), а сама она — Богиня Азади. Последнее предположение объясняет неожиданно возросшую активность Империи Азади, о которой нет ни единого упоминания в первой игре, хотя по словам Вестхауза, она весьма древнее государство: пока была жива Белая Мать, ей удавалось сдерживать воинственную теократию Азади, а с её смертью они вырвались на волю, захватив Северные Земли, чем и воспользовался Пророк (см. выше) и истинные организаторы проекта «Альхера».
Q: Что случилось с Башней Стража (Guardian’s Tower)?
A: Как следует из увиденного Эйприл, Башня Стража рухнула, несмотря на то, что в первой части она (вернее, диск на её верхушке) была ключевым элементом ритуала Смены Караула (Changing of the Guard). Часть игроков приняла это совершенно спокойно, так как про то, что тринадцатый Страж будет последним, было известно чуть ли не со времён Раздела, а, следовательно, разрушение Башни — естественное природное явление. Другие же, наоборот, увидели в этом неблаговидную подоплёку, считая подобные перемены признаком того, что Гордон Хэллоуэй недобросовестно исполняет свои обязанности, и найдя этому ряд других доказательств.
Например, подозрительным является тот факт, что Гордон по-прежнему помнит себя и своё прошлое и даже способен на время оставлять свой пост. По словам двенадцатого Стража Адриана (Adrian), после Смены Караула Страж перестаёт ощущать себя, как личность, превращаясь в канал для перекачивания энергий между Мирами. Отмечались также некоторые «попустительства» со стороны Гордона к нарушителям Баланса: Азади с их индустриальной революцией и «Вати» с работающим за счёт нейроинтерфейсов (см. вопрос про Коллапс) ДримНетом. При этом он (по мнению некоторых, чересчур) настойчиво отрицает какие-либо нарушения равновесия и необходимость вмешательства Эйприл в грядущие события. На основании вышесказанного был сделан вывод, что Гордон нечист на руку: либо находится под влиянием Бессонного, либо продолжает дело бывшего начальства Авангарда, Якоба МакАллена. Если это действительно так, то он становится основным кандидатом на роль Пророка (см. выше) и неведомого охотника на Драйк Кинов (см. выше), а также попадает под подозрение в умышленном перегибании палки с Коллапсом (см. выше), который резко отбросил назад технологии Старка, но не сказался на Аркадии. Возвращаясь к вопросу, собственно, о Башне, можно ещё заметить, что её разрушение совпало по времени со строительством Башни Азади.
Защитники непричастности Гордона в ответ наряду с «природным» объяснением разрушения Башни вносят предположение, что Гордон духовно сильнее Адриана и потому способен на короткое время отвлекаться от работы, а вышеупомянутые нарушения Баланса не настолько значительны, чтобы поставить его под угрозу.
Q: Что стало с Дэмиеном Кавано (Damien Cavanaugh)?
A: Скорее всего, на него вышла служба безопасности «Вати», и он счёл за лучшее залечь на дно. Возможно, его там даже нашли — отсутствие попыток связаться с Зои можно расценивать по-разному. Однако тогда остаётся загадкой, как он мог бросить беспомощную Зои в своей квартире, про которую в СБ заведомо знали. Разве что побоялся последствий «жёсткого» отключения от дримера и понадеялся, что Зои успеет проснуться и уйти в отрыв до появления оперативников (что и случилось). Согласно альтернативной трактовке, Дэмиен с самого начала был завербован с целью «войти в доверие», хотя для чего — неясно.
Q: Из-за чего умерла Рио Куроки (Rio Kuroki)?
A: Судя по всему, её каким-то запредельным трюком убил Элвин Питс (см. ниже) через дример. А вот с какой стати она к этому дримеру вообще подключилась, зная о его истинных функциях, остаётся загадкой. Скорее всего, её, как и Зои в «Пределе» («Fringe»), подключили насильно.
Q: Так Эйприл погибла или нет?
A: Для начала ответ на общий незаданный вопрос: нет, исход сцены на пирсе не изменить никаким способом.
Теперь по существу. Подавляющее большинство игроков (но не все) осталось в уверенности, что Эйприл выживет. Да, рана колюще-режущим оружием в брюшную полость крайне неприятна и заживает с большим трудом, особенно, если вместо кибер-хирургов или лекарей пострадавшую окружает болотная вода и крокодилы. Тем не менее, основным законом эпических историй является то, что спасители миров таким невзрачным способом не умирают, хотя определённое сомнение по-прежнему остаётся: а вдруг Торнквист решил в этот раз закрыть глаза на каноны жанра? С него станется.
Существует несколько версий развития событий на болотах. Наибольшей популярностью пользуется та, что арестованный Киан (см. ниже) перебьёт конвоиров, бросится в воду и вытащит раненую на сушу. Возможно, в этом ему поможет На’ане, которая наверняка способна оказать магическую первую помощь. Не стоит также забывать, что Эйприл может дышать под водой благодаря полипу в горле (хотя он мог и помереть за десять лет). Согласно другой теории, Эйприл откроет портал в Старк, например, прямо к Эмме (Emma Vrijer) или Чарли (Charlie), хотя сможет ли она это сделать в таком состоянии и из-под воды, непонятно. В любом случае, это происшествие вполне может как следует встряхнуть Эйприл и заставить пересмотреть свои нынешние взгляды на жизнь, а может, даже вернуться к старым.
Противоположный, более неортодоксальный лагерь считает, что Эйприл действительно погибла, однако в этом-то и заключалось её «спасение» (см. ниже).
Q: Откуда у командующего Вамона (Commander Vamon) пистолет?
A: Неизвестно. Более того, большинство игроков проходят игру, вообще не подозревая, что у Вамона есть какое-то личное оружие. Тем не менее, пистолет у него есть, и кобуру на поясе можно разглядеть практически в любой из сцен с его участием. Кстати, вот наглядное опровержение закона Чехова о ружье, стреляющем к пятому акту, хотя умышленное оно или просто в последние момент выстрел решили приберечь для продолжения, неизвестно.
Q: Что теперь будет с Кианом?
A: Самая популярная версия — он плюнет на всё, прикончит Вамона и его солдат, выудит из воды Эйприл (если она сама не выберется, см. выше) и ударится в повстанцы. Ну, а дальше и до свадьбы недалеко (см. вопрос про фамилию Алване)… Менее пафосные версии предполагают его депортацию на суд в Садир, столицу Азади, где его либо помилуют Высочайшим Указом, либо приговорят к смертной казни, от которой снова выдастся возможность бежать. В общем, открытая концовка сюжетной линии во всей красе.
Q: Кто и с какими намерениями напал на Белую Драконессу (White Dragon)?
A: Это едва ли не самый обсуждаемый вопрос игры. Наиболее перспективной является кандидатура Вестхауза, находящегося под влиянием Бессонного (см. выше), которому все Кины поперёк горла и которое стремится их либо уничтожить, либо поработить. Этим объяснится его желание сопровождать Зои в Библиотеку Тёмного Народа (Dark People’s Library) и страх Белой Драконессы при их первой встрече. Кроме того, нападавшего Кин явно узнала, однако на Вестхауза это прямо не указывает.
По прибытии Эйприл в Библиотеку, встречающий её Тёмный отмечает, что весь его народ связан единым сознанием, однако Проводник Теней (Shadow Guide), привёзший её на своём корабле, не опознал в ней Волну (Wave), хотя должен был. Отсюда теория, что этот капитан «выпал» из общего сознания, возможно, не без вмешательства всё того же Бессонного.
В сцене с нападением слышится хлопанье крыльев, из-за чего возникла версия, что нападавший — Ворон (Crow), предположительно, спутавшийся с Бессонным за восемь лет странствий без Эйприл. Иных аргументов в пользу этого нет, к тому же, он вполне мог улететь, сам испугавшись нападавшего.
Теория, что на Белую напал Страж Гордон, делится на две под-версии: либо он связан с Бессонным (см. выше), либо нет. Во втором случае нападение мотивируется, как ни неожиданно, сохранением Баланса. Вспомним, что в первой части оба Кина в Старке (предположительно) погибли, создав явный перекос силы в сторону Аркадии. Чтобы исправить положение Гордон мог либо убить Белую, либо депортировать её в Старк, в зависимости от количества выживших. А именно её он выбрал как самое слабое звено среди Кинов.
И наконец, есть версия, что нападавшим был Синий Кин, собравшийся, наконец, домой и решивший забрать с собой родственницу.
Q: Почему все так уверены, что Хелен Чанг (Helena Chang) — мать Зои и Веры (Faith)?
A: На самом деле, не все, хоть и довольно многие. Поводом для подобной уверенности служит то, что Хелен лично знала Габриэля Кастильо, что она же «создала» Веру, по словам Жанин Парк (Jeanine Park), и что Зои с Верой, если верить Белой Леди (см. ниже), — сёстры. Согласно этой теории, Габриэль некогда насмерть разругался с Хелен (например, из-за того, что она собиралась ставить опыты на их детях) и уничтожил любые свидетельства их связи, а Зои сказал, что её мать умерла. В этом ему основательно помог Коллапс (см. выше), уничтоживший львиную долю достоверных документов в Старке и дискредитировавший оставшиеся.
Идейные противники этой версии ставят под сомнение, что родная мать поступила бы с дочерьми так, как Хелен обошлась сначала с Верой, а потом с Зои, и отмечают их невеликую внешнюю схожесть. Взамен они выдвигают версию, что мать Зои действительно умерла (хоть Вера и утверждает обратное со слов Белой Леди), но Хелен знала и её, и её мужа по работе, и из каких-то своих соображений использовала её генетический материал для создания (клонирования) Веры, так что чисто технически Вера и Зои — действительно, сёстры, хотя Хелен с ними ничего общего не имеет. «Соображения» могут быть, например, проектом по выращиванию Сновидцев (см. выше), по аналогии с Воинами-Скользящими (Warrior Shifters) из первой части.
Q: Каким образом Зои якобы «спасла Эйприл»? От чего её вообще спасать-то подразумевалось?
A: Сначала надо разобраться, какая опасность подстерегала Эйприл. Первый ответ, очевидный, — Киан. Как Апостол (Apostle), убийца и, неизвестно ещё, чей сын (см. выше), он был послан, чтобы уничтожить «Скорпиона» (Scorpion), сиречь, Эйприл, и имел вполне реальные шансы это сделать. Однако Зои, очень вовремя угодившая за решётку, привлекла внимание их обоих одновременно, заставив столкнуться лоб в лоб и начать диалог. В ходе диалога выяснилось, что Киан единственный, кто может разговорить Эйприл, чем, естественно, запал ей в душу, а позднее становится ясно (без нюансов), что Эйприл и ему наступила на сердце. Таким образом, для Зои спасение Эйприл заключалось в том, чтобы убедить Киана в неправильности её убийства. Таким образом, есть ещё шанс, что Киан её вытащит из болота, а заодно и поможет вернуть веру в её предназначение, то есть, спасёт окончательно и телесно, и духовно.
С другой стороны, многим показалось странным поведение Бринна (Brynn), и возникла теория, что истинную опасность представлял он. Теория гласит, что после того, как Эйприл в очередной раз послала его подальше со всеми его благими намерениями помочь, он так оскорбился, что выдал повстанцев Азади. Возможно, он был «кротом» ещё до последнего приезда Эйприл в Меркурию, потому и пытался всячески маячить у неё за спиной. Зои же «спасла Эйприл» тем, что во время резни на болоте задержала Чавана (Chawan) и Бринна в сарае, не дав последнему незаметно добраться до Эйприл и добить её. То же, как он в конце бросился на мечи Азади, объясняется тем, что только высокие шишки вроде Вамона знали о его истинной задаче, а для простых солдат он был просто повстанцем. Возможно также, что его вопль «For Raven!» был кодовым словом, по которому его должны были опознать свои, но это маловероятно.
И наконец, существует спиритическая версия, по которой Эйприл угрожала только потеря веры в себя и в своё предназначение. В этом случае действия Зои либо вернули ей веру (вернее, вернут, когда она выживет и испытает по этому поводу сатори, например), либо не вернули, но привели к её смерти, не дав окончательно разувериться в себе. Безусловно, это — самая пессимистичная из теорий.
Q: Кто такая Белая Леди (white lady) о которой говорит Вера?
A: Тоже весьма обсуждаемый вопрос. Достоверно известно, что именно она подала Вере идею о «спасении Эйприл» (см. выше) и что она «вся белая», но на этом полезные сведения оканчиваются. Теоретически, это может быть любой женский персонаж в игре, причём она скорее «хорошая», чем «плохая», судя по её заботе об Эйприл. Кроме того, были произведены следующие логические умозаключения: Белая Леди могла влиять на Зои только через Веру, причём, вероятно, что это Вера выбрала Зои, а не Леди, ибо связь между Зои и Верой существовала и раньше, а у Белой Леди не было большого выбора маленьких мёртвых спящих девочек; Белая Леди слабо представляет ситуацию вокруг Зои (а возможно, и вокруг Эйприл), так как её указания сводились к неинформативному «найди и спаси», а значит, она либо проживает в Аркадии, либо отрезана от обоих Миров.
Самой очевидной кажется версия, что Белая Леди — это Белая же Кин. У неё был и мотив спасать сестру, и возможность узнать про грозящую ей в Аркадии опасность. Особенно хорошо это предположение смотрится в обрамлении теорий о том, что «спасти Эйприл» надо было от Киана, а Богиней Азади была Белая Мать. Согласно другой теории, с Верой могла связаться Хелен Чанг («белая» она потому, что в лабораторном халате), но откуда ей знать про Эйприл, неясно. С другой стороны, только она могла пролить свет на родственные отношения между Зои и Верой. Захотеть спасти Эйприл, несомненно, могла и Леди Алване (см. выше), седая и тоже «Леди». И наконец, существует редкая, но привлекательная версия, что Белая Леди — образ осознавшей себя Айнганы, имевшей неограниченный доступ к Вере (см. ниже), порты в Аркадию (см. выше) и, возможно, какие-то свои мотивы.
Q: Зачем проводили эксперименты над Верой?
A: На Вере тестировали наркотик «Морфей» (Morpheus), необходимый для бесперебойной работы дримеров. 3 ноября 2219 года её тело не выдержало передозировки и умерло, однако сознание успело зацепиться за информационные структуры Старка и через Сеть попасть в Айнгану, где и просуществовало до своей окончательной смерти в конце Dreamfall.
Q: Чем являлся Шум/Статика (Static), и как он влиял конкретно на ДримНет (DreamNet)?
A: Наиболее удачной выглядит версия, что Айнгана не выдерживала нагрузки, созданной существующей внутри неё Верой (даже несмотря на буфер в Аркадии — Зал Снов, см. выше), и потому выбрасывала в Сеть куски данных в виде шума (то есть, статики). Плюс, и сама Вера регулярно «выбиралась» наружу, чтобы пообщаться с Зои, нарушая обмен прочей информацией.
Q: Кто такой Элвин Питс (Alvin Peats), кто с ним расправился и зачем?
A: Элвин Питс — основатель и, до не давних пор, бессменный директор корпорации «Вати». К моменту событий Dreamfall ему больше двухсот лет, поэтому, чтобы поддержать в своём теле жизнь, он целиком полагается на системы жизненного обеспечения, в свободное от бизнеса время бродя по Сети и подсматривая чужие сны через Айнгану, с которой связан напрямую. Из-за этой самой связи Вера, обитавшая в Айнгане, отравляла ему жизнь своим присутствием, но когда она умерла, разрушение её мира — Зимы (Winter) — привело к глобальной аварии в ДримНете, и Питс потерял всякую связь с окружающим миром, чем и воспользовались его убийцы. Хотя существует возможность, что продемонстрировавшего свою бесполезность директора убрали истинные организаторы проекта «Альхера», не менее логичной выглядит версия, что минутой его слабости воспользовалась Саманта «Сэм» Гилмор (Samantha «Sam» Gilmore), женщина властолюбивая и без особых принципов, таким образом становясь из номинальной главы «Вати» главой настоящей.
Q: И всё же, что случилось с Резой? И что Зои имеет в виду под «Это не он»?
A: Наиболее популярна версия, что его словила служба безопасности «Вати» (возможно, даже Близняшки (Twins) собственной персоной) и основательно промыла мозги — вплоть до глубокого форматирования личности, скажем, с помощью того же дримера. Элвин Питс (см. выше), кстати, тоже намекает, что «съел его сны». Случилось это не раньше его вылазки в отель «Виктория» (Victory Hotel), так как это последнее место, куда он заведомо отправлялся по свидетельству Чарли. Возможно, его (потом) просто убили, а в окружение Зои подослали двойника или клона, например, чтобы выяснить, что откопала в недрах его лаптопа Оливия (Olivia DeMarco).
Некоторые намекали на возможность нечистой игры Резы с самого начала (к примеру, ему платили «Вати»), аргументируя, что больно у него всё ловко было схвачено — и лаптоп заготовлен с материалами, и Ватилла (Watilla) запрограммирована. Однако учитывая опасности, подстерегающие его в силу профессии, вполне возможно, что такие меры предосторожности были естественными.
И, наконец, отдельные игроки ставили под сомнение правомочность Зои делать подобные заявления: при жизни она особым провидческим даром не отличалась, так что непонятно, откуда ей знать, настоящий перед ней Реза или нет. Критики этой версии приводили аргумент, что самозванца от близкого человека (бывшего бойфренда) легко отличить по незаметным прочим особенностям поведения и манер.
Q: Кто этот тип, с которым Зои разговаривает в самом конце? Откуда известно его имя?
A: В титрах игры его называют Странником (Vagabond). Судя по его словам и предшествующим пояснениям Стража Гордона, Мир Снов/Сказка (Storytime) — место, где всё начинается и всё заканчивается (см. также вопрос про Скользящих и Сновидцев), что весьма прозрачно намекает на то, что он — Бог-Творец, ответственный за создание если не всей Вселенной, то хотя бы Миров-Близнецов. Отдельные личности считают его также пятым Драйк Кином (см. выше), аргументируя цитатой из манускрипта Часовых, что природа драконов сродни Созидателю, и даже предполагают, что именно он помогал первым Часовым совершить Раздел.
Q: А Зои тоже умерла, что ли?
A: Физически — возможно. Однако, судя по её разговору со Странником, её сознание и душа при этом перешли на иную ступень реальности, то есть, в Мир Снов, исходную точку, откуда Сновидец вроде неё может творить историю обоих Миров-Близнецов, не нарушая её своим присутствием. Таким образом, все события Dreamfall являются воплощением сна Зои о своих приключениях, завершающихся рассказом о своём сне о них. В общем, люди вроде Зои просто так не умирают.
Есть также теория, что Зои и физически не умерла, а просто лежит в глубокой коме, и её спасение станет одной из задач в продолжении, наряду со спасением Эйприл (см. выше).
Q: Как же «Вати» (WATIcorp) умудрились запустить свой ДримНет, если Зои разрушила центральный компьютер?
A: А вот это непонятно. Либо им как-то удалось восстановить систему из обломков, либо они выпустили «безвредный» дример, то есть, не способный записывать и влиять на сознание пользователя. Кроме того, есть версия, что смерть Веры должна была привести только к уничтожению Шума, а авария Айнганы и «слепота» Питса были только кратковременными побочными эффектами. В любом случае, весьма вероятно, что этому вопросу будет посвящено продолжение игры (см. выше).
Q: В чём был смысл строительства Башни Азади (Azadi Tower) в Меркурии?
A: Во-первых, сразу предвосхищая прочие вопросы: постройка Башни и проект «Альхера», безусловно, связаны, поэтому обсуждаться будут совместно. Во-вторых, это едва ли не главный вопрос игры.
Итак, что нам известно об «Альхере»? Некто Элвин Питс, основатель и бессменный глава корпорации «Вати», специализирующейся на развлечениях и игрушках, открыл способ дигитализировать сны. С помощью нейроинтерфейсов (которые, как мы помним, вообще-то сгинули во время Коллапса, см. выше) появилась возможность видеть осознанные сновидения, а встроив в них устройство ввода-вывода, Питс получил бы неограниченный контроль над сновидениями и сознаниями всех пользователей его «дримеров» (dreamer console). Эффект, аналогичный белому излучению в «Обитаемом острове» Стругацких, только не такой массированный, а в результате — ничем не ограниченная власть над Старком.
Однако совершенно очевидно, что Питс не был главным в этом проекте, что бы он ни думал по этому поводу. Кто-то, имеющий доступ в оба Мира-Близнеца, — скорее всего, загадочный Пророк (см. выше), — параллельно начал действовать и в Аркадии, сподобив Шестерых (the Six), императриц Азади, выстроить на месте Храма Часовых в захваченной Меркурии огромную башню. Точная функция Башни неизвестна, однако она расположена точно над Залом Снов (см. выше) и, судя по последним кадрам игры, станет средоточием некой силы, которая возникнет после запуска проекта «Альхера» (под брэндом «Dreamtime»). Напомним, что по общепринятой версии, в Зале Снов сохраняются сновидения, которые Айнгана, центральный биокомпьютер ДримНета, в данный момент не в состоянии обработать, а также, возможно, и сновидения жителей Аркадии.
Что касается мотивации Пророка (и, возможно, его сообщников в Старке), тут начинаются теории. Скорее всего, он, так или иначе, связан с Бессонным (см. выше), чьё весьма краткое присутствие на экране с лихвой окупается намёками авторов, к примеру, частотой использования слова «dream» в игре. Есть версия, что Пророк — полная аватара Бессонного, с самого начала запланировавшего и «Альхеру», и строительство Башни с целью разрушить Миры, уничтожая сны их обитателей. По другой теории, Бессонное просто воспользовалось удачно совпавшим открытием Питса и возросшей международной активностью Азади и сыграло на их жажде власти, чтобы достичь своих собственных целей. Разумеется, для этого необходимо признать его разумным, однако возможно и то, что Бессонное — нечто вроде скандинавского Рагнарёка (Ragnaroek), который сам по себе явление природы, но заставляет людей и прочие существа плясать строго под свою дудку.
В заключение стоит отметить, что неведомые организаторы «Альхеры» и строительных работ в Меркурии поступили мудро, их жёстко координируя и синхронизируя: тем самым они избегали внимания всесильного в пределах миров Стража, тем самым позволяя себе небольшие вольности вроде нейроинтерфейсов и пистолета Вамона (см. выше). Хотя надо признать, что в остальном они целиком обошлись местными силами, избежав внимания Стража и прочих хранителей Баланса (к примеру, Драйк Кинов, см. выше) к своим потенциально опасным для Баланса действиям.